Перфоманс Марины Абрамович для одного меня

То, чего никогда не было и было всегда

Впервые увидел Марину Абрамович лет десять назад в одном из эстонских музеев. Её жующее лицо было расплющено на стене яркими вспышками света. Она расположилась прямо передо мной на экране и давилась луком. Это было отвратительно. Группа подростков со смехом вбежала в зал. Они застыли у экрана, будто споткнувшись. Дикое зрелище произвело впечатление.

Marina Abramovic
Marina Abramovic

Это плачущее лицо, пожирающее лук, осталось чуть ли не единственным моим воспоминанием о выставке в том музее.

Я не связал этот образ с женщиной, которую увидел на сцене сейчас. В этой новой есть сходство с Каллос. И да, она чертовски похожа на певицу. Я включил запись первого попавшегося видео. Звук на ноуте был выключен. И я смотрел несколько минут на эту массивную фигуру в черном и мне все казалось, что вот-вот она наберет в легкие воздух и наконец запоет. Но она спокойно прошлась по сцене, бросая в зал слова. Ничего не отвлекало от нее. Ни жестикуляция, ни яркий макияж, ни высокие каблуки. Она была вся в черном. И от нее несло харизмой, как чесноком.

Marina Abramovic
Marina Abramovic

Как Марина Абрамович удерживает внимание на сцене? Одним лишь взглядом огромных темных глаз. Как она удерживает внимание на фотографии? Буквально руками.

Казалось, Абрамович под силу собрать вокруг себя и миллионную аудиторию. И не на час. И не на два. На нее хочется смотреть. И смотреть. И смотреть.

Я включил звук. Ее голос оказался глухим, тяжелым, как вода. И если она пила на экране воду из стакана, то я пил энергию Абрамович, которую она низвергала из себя самой. Марина говорила о смысле своих перфомансов. Ведь во всем люди ищут смысл. И она объясняла его так просто. Не словами. А своим присутствием.

В присутствии художника. Марина Абрамович. The artist is present.Marina Abramovic
В присутствии художника. Марина Абрамович. The artist is present.Marina Abramovic

Говорят, что Марина Абрамович обладает магией гипноза. Но почти миллион людей, заглянувших ей в глаза в музее современного искусства в Нью-Йорке («В присутствии художника»), не впали в транс, а попытались взаимодействовать с женщиной в красном на мысленном уровне.  Марина как будто следует завету Гёте говорить меньше и показывать больше.

В течение всего эксперимента Марины Абрамович я ждал внешнего взаимодействия. Протеста против протеста художника. Протест был. Но он подавлялся. Энергии Марины Абрамович, по ее мнению, не хватило бы на соприкосновение. Да и цель была в другом.

 Марина Абрамович
Марина Абрамович

Абрамович хотела сосредоточения. Абрамович хотела стряхнуть рутину привычного восприятия. Абрамович внушала одну мысль: внимание нужно концентрировать только на настоящем. Прошлое, будущее не имеет значения. Посмотреть её перформанс, это все равно что прочесть триста страниц «Острова» Хаксли. «Здесь и сейчас. Внимание! Здесь и сейчас! Здесь и сейчас!» повторяет минах на паланезийском острове, жители которого нашли рецепт счастья. Нам эту мысль доносит в свои 68 художник, ставший кумиром Живанши, Леди Гаги и Шарон Стоун.

 Марина Абрамович
Марина Абрамович

После просмотра её перформансов кажется, что, оставаясь одна, она передвигает предметы силой мысли, не отражается в зеркале и медитирует как персонаж Бёрдмена.

 Марина Абрамович
Марина Абрамович

А если в её дом попадает незваный гость, то все его мысли будут отражаться в кухонной утвари, в которой Марина Абрамович будет варить ему угощение.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В масс-медиа её порой называют ведьмой, ведуньей, шаманом. И сила, которую она источает, кажется нечеловеческой. Но когда она говорит, чары рассеиваются, вас обволакивает мягким покоем. И в её присутствии вы не испытываете ни страха, ни стресса, ни беспокойства. Только уверенность. Ради этого посетители Нью-Йоркского музея и стояли в очереди сутками.

 Марина Абрамович
Марина Абрамович

Марина дочь сербских партизан, национальных героев. В детстве у нее были горничные, уроки французского, занятия английским. Она жила на берегу моря в шикарной вилле, обстановка которой не уступала лучшим галереям мира.  Но ей хотелось бежать от всего этого. Марина Абрамович говорит, что мать не была с ней ласкова. Говорит, что коммунистическое воспитание – не самое лучшее, что было в её жизни. И она переживала свое детство раз за разом, когда говорила о нём в многочисленных интервью, когда играла в опере «Жизнь и смерть Марины Абрамович», пока раз и навсегда не освободилась от этого.

 Марина Абрамович
Марина Абрамович

Недавно она снялась в русском фильме «Дао». Сейчас ищет режиссеров для своих киноновелл про жизнь семи оперных певиц. И будто бы Ларс фон Триер принял её предложение снять одну из них.

Но она писала сценарии не только о своей жизни. Но и о смерти. Для неё очень важна Смерть.

 Марина Абрамович, Уиллем Дефо
Марина Абрамович, Уиллем Дефо

Её похороны пройдут в трёх столицах – Белграде, Амстердаме и Нью-Йорке. Люди в желтых, красных, зеленых одеждах понесут гроб. Но в каком из трёх будет она сама, Марина не говорит. Она приглашает всех желающих на свои похороны. Непременно в ярких одеждах. На похоронах будет звучать только позитивная музыка. Например, песня Синатры «Мой путь» в исполнении её подруги Энтони Хегарти.

 Марина Абрамович
Марина Абрамович

О чем Марина Абрамович думает во время съемок? О чем думала после своих экспериментов с людьми, которые мы назвали перформансами? Говорит ли она журналистам действительно то, что думает или дурачит их? Один её знакомый сказал, что Марина не может обходиться без зрителей. Внимание и публика нужны Абрамович как воздух. А может наоборот?

 

Перформансы Марины Абрамович: великие и ужасные

Ритм 0

Самый легкий и самый опасный. Что делала Марина в этом перформансе? Ничего. Что делали зрители? Всё.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

У участников этой акции, а точнее соучастников, точно изменилось ощущение жизни. Им позволили делать с живым и безответным человеком всё, что угодно. Шесть часов! При помощи или без предметов, заботливо разложенных на столе самой Мариной. Среди предметов, которыми Марина разрешала воздействовать на себя, были зеркало, вино, помада, стакан, вода, книга, расческа, перо, цепи, мёд, сахар, пирог, яблоко, виноград, шляпа, ножницы, белая краска, скальпель, красная краска, масло, розы, заряженный пистолет. И ещё 50 различных вещей.

Чего добивалась Марина Абрамович? Посмотреть, на что, способен человек, если ему дозволено всё.

Результат: рано поседевший художник.

Что же случилось в закрытой студии в Сербии в 1974 году? Марина рассказывала, что была готова умереть. Насколько это правда, неизвестно. Но люди действительно могли делать все, что угодно. Что и случилось. Сначала писали на руках и груди, потом обили водой, приставили пистолет к лицу, заставили простоять с пистолетом у виска, затем положили на пол, обвязали цепями. Все происходило под вспышки камер, смех мужчин, молчание и слезы Марины.

С девушки сняли рубашку, оставив голой, всунули в руку розу, затем лепестки роз приклеили к соскам, кололи руки и живот шипами, булавками, срезали волосы кусками, давили ножом кровь и пили.

Неизвестно, как ощущала время Марина, но для зрителей шесть часов пролетели как один миг. Они точно вняли ее призыву: лови мгновение, живи настоящим, ощути здесь и сейчас. Но по истечении шести часов атмосфера безответственности рассеялась. Зрители разбежались, как только Марина сделала движение к ним.

Потом, оставшись одна и взглянув на себя в зеркало, Марина увидела на голове прядь седых волос.

Балканское барокко

 Марина Абрамович. Балканское барокко
Марина Абрамович. Балканское барокко

Вы вошли в подвал. Если вы довольно высоки, вам придётся согнуться. Света нет. Вы идёте вперед. Вас обдает тошнотворной волной гниющей плоти. А из темноты внезапно вырастает белеющая груда огромных чёрных от крови костей.

В центре этого зловонного места сидит женщина с распущенными косами. Её длинная белая рубашка пожелтела от крови. Она напевает песни на незнакомом певучем языке. Она плачет. И трёт. Трёт огромную кость. И тут она кидает кость прямо вам под ноги. И берёт другую. И снова трёт. И поёт. И кажется, что это никогда не закончится. И вам хочется убежать и блевать, блевать, блевать. И никогда не видеть этой груды костей и этой безумной, страшной, одинокой женщины.

ПРАВИЛА ЖИЗНИ МАРИНЫ АБРАМОВИЧ
Реклама

Автор

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s